Get Adobe Flash player
Главное меню
Фотогалерея
f95e2ed32e4c0394362617d5e2aad678.jpg
Полезные ссылки
Многофункциональный центр (МФЦ) Кизлярского района за 2016 год предоставил более 30 тысяч государственных и муниципальных услуг
Последние новости

Доклад «О состоянии налогового потенциала и мерах по расширению налогооблагаемой базы и повышению собираемости налогов в муниципальном районе « Кизлярский район»» на Коллегию администрации муниципального района «Кизлярский район» 29 июня 2011г.

Новая страница 1

Вопросу расширения налогооблагаемой базы в районе уделяется постоянное внимание.

С 2007 года  действует Муниципальная межведомственная комиссия по развитию налогооблагаемой базы и ликвидации «теневой зарплаты», которая работает в соответствии с утверждаемыми ежегодно планами работы. За весь период ее работы проведено 12  заседаний и несколько совещаний с главами поселений, предпринимателями и подрядчиками района, посвященных уплате налогов, задолженностей по ним и расширению налогооблагаемой базы.

Результаты работы этой комиссии и всей администрации района дают определенный положительный результат. Поступление собственных доходов увеличилось с 24,1 млн. руб. в 2007 году до 60,4 млн. руб. в 2010 году или в 2,5 раза.

За 2010 год план по собственным доходам выполнен на 100,0% - 60,4 млн. руб.

Налоговая политика руководства района направлена на безусловное выполнение доведенных плановых заданий различными методами. Важнейшей задачей налоговой политики является не только расширение налогооблагаемой базы, но и совершенствование механизма повышения уровня уплаты налогов и сборов, в первую очередь за счет всех объектов предпринимательства.

Начиная с 2008 года, неоднократно пересматривались в сторону увеличения налоговые ставки по земельному налогу,  налогу на имущество физических лиц и единому налогу на вмененный доход. При этом учитывались рекомендации Минфина и существующее положение в районе.

Кроме заседаний МВК, вопрос расширения налоговой базы рассматривался на расширенных заседаниях актива с приглашением глав поселений с доведением принятых решений на местный уровень.

В результате по итогам 2009 года план по сбору налогов в поселениях выполнен на 100,4% (впервые за много лет), а в 2010 году – на 97,9%, что по сравнению с предыдущими годами является неплохим показателем.

Ставки по налогу на имущество физических лиц были увеличены с единой ставки 0,1% по всем трем группам домовладений до 0,1; 0,2; 0,31% соответственно. Суммы налоговых платежей для населения выросли при этом в 2,5-3 раза, т. к. инвентаризационная стоимость домовладений также увеличилась в три раза, а поступление в бюджет района более, чем в три раза (с 813 тыс. руб. до 2683 тыс. руб.). Несмотря на ежегодное выполнение плана по налогу на имущество физ. лиц, нужно сказать, что по этому виду налога есть существенный резерв, а именно, полная инвентаризация домовладений.

В настоящее время процесс инвентаризации идет очень медленно. Так, по данным БТИ, в половине сельских администраций процент проинвентаризированных домовладений составляет от 3,5 до 20%, а за 5 мес. текущего года документы на домовладения оформили всего 76 человек.

На настоящий момент в районе проинвентаризировано 38% домовладений, при этом средняя стоимость оформленного дома составляет 487 тыс. руб., а без техпаспорта – 241 тыс. руб., т. е. в 2 раза дешевле.  Путем простых расчетов определяем, что при условии полной инвентаризации домовладений в бюджет района дополнительно поступит 1500 тыс. руб.

Для увеличения сбора налога на имущество физ. лиц предлагаются следующие меры:

1. Главам сельских поселений изучить и принять опыт Аверьяновской, Красноармейской, Южненской, Кизлярской, Б-Бредихинской сельских администраций, где процент охвата инвентаризацией от 63 до 83%.

2. Основное внимание уделять объектам с высокой инвентаризационной стоимостью (свыше 1 млн. руб.).

3. Паспортизировать ранее переданное районом в собственность жилье.

4. Главам сельских поселений провести работу по выявлению собственников жилья, т. к. во многих случаях собственник неизвестен.

По земельному налогу приняты дифференцированные  по 5-ти группам земель налоговые ставки, которые также несколько раз пересмотрены в сторону увеличения. На настоящий момент ставки земельного налога действуют по 5-ти группам земель в размере 0,2-0,3% от кадастровой стоимости, а по землям промышленности, транспорта, энергетики и связи – 1,5 %.

План по земельному налогу, несмотря на увеличение ставок и принимаемые меры, ежегодно недовыполняется. Причин этому много.

Налоговая база, доводимая ежегодно МВК РД, рассчитывается с условием 100% использования всех земель сельхозназначения, а в реальности часть земель не обрабатывается, есть земли (земли промышленности, энергетики, транспорта и связи), сбор налога с которых не организован, не поступают платежи от предприятий государственной формы собственности.

В районе около 3000 КФХ и индивидуальных предпринимателей, значительная часть которых, имея землю, не обрабатывает ее (выехали на заработки за пределы района, пенсионный возраст и просто бросили земли). Кроме этого, крупные с/х предприятия накопили большие долги по уплате земельного налога. Так, на сегодняшний день задолженность с/х предприятий по уплате земельного налога составляет 5472 тыс. руб., в том числе ГУП «Россия» - 2967 тыс. руб., ФГУ «Бирюзякский рыбоводный завод» - 966 тыс. руб.

Также с прошлого года идет массовое снятие с налогового учета индивидуальных предпринимателей по земельному налогу в связи с увеличением с 1.01.2011 г. тарифа отчислений в пенсионный фонд с 20% до 26 % (в суммарном выражении с 12 до 16 тыс. руб.), добавлением обязательных отчислений в Фонд медицинского страхования и ТФОМС, а к концу года сумма фиксированных платежей в пенсионный фонд может достичь 18000 руб. Для владельцев паевых земель (2,4 га) это неподъемная сумма, доходы с такой малой площади не покрывают сумму платежей в ПФР.

В связи с этим обстоятельством в прошлом году с налогового учета снялись 363 предпринимателя, а за 5 мес. текущего года – 140 предпринимателей и глав КФХ.

В то же время, снявшись с учета, предприниматели продолжают осуществлять предпринимательскую деятельность, не уплачивая при этом налоги в бюджет района.

В этой ситуации необходимо ставить вопрос о дифференциации уплаты отчислений в пенсионный фонд в зависимости от занимаемой предпринимателями площади земель или хотя бы в отношении владельцев паевых земель, а также о заключении уже снявшимися с учета предпринимателями договоров аренды их земельных участков.

На 17.06.2011 г. земельный налог выполнен на 71 %.

Значительная часть земельного налога не поступает в бюджет района за земли федерального и республиканского подчинения; за прошедшее время удалось добиться перечисления налога за Аракумские озера, который поступает в Бирюзякскую с/а.

Налоговой инспекцией по  решению этого вопроса было направлено письмо в Министерство имущественных и земельных отношений РД с просьбой о предоставлении сведений, подтверждающих право собственности на землю ГУПов, а также неоднократно обращалось в Минимущество руководство района, однако пока этот вопрос остается открытым и требует решения.

Тем более, что федеральные и республиканские земли уже разграничены и поселения вправе требовать и получать земельный налог с находящихся на их территории государственных предприятий.

Остаются вне поля зрения глав сельских поселений земли промышленности, транспорта, энергетики и связи. Таких земель в районе 1027 га с налоговым потенциалом 450 тыс. руб. На заседании МВК района было решено выявить собственников этих земель, уточнить их количество по каждой сельской администрации и провести работу по обеспечению поступления налогов в бюджеты поселений.

Недовыполняются пока задания по поступлению НДФЛ, ЕНВД, транспортного налога, слабо поступают в текущем году платежи по арендной плате за землю, хотя в целом неналоговые доходы выполняются и перевыполняются в основном за счет штрафов. Поступление арендной платы за землю на 17 июня 2011 г. составляет всего 26 %, тогда как на этот же период прошлого года было 62 %. По объективным причинам пока нет контроля за поступлением ар. платы за землю, надеемся в ближайшее время  ситуация  изменится.

По единому налогу на вмененный доход: в среднем по району по этому налогу увеличен коэффициент базовой доходности в 2008 году в 2,6 раза (по отношению к 2004 г.) затем еще раз пересмотрен по розничной торговле в 2010 году.

При этом нужно сказать, что населением неоднозначно было воспринято повышение налоговых ставок на отдельные виды предпринимательской деятельности. Так, за 2010 год прекратили предпринимательскую деятельность 325 чел., из которых 117 – по перевозке пассажиров, 124 – по розничной торговле, а план по ЕНВД за 2010 год был выполнен всего на 39%.

Однако расчеты, сделанные совместно с налоговой инспекцией по всем видам налогов и по ЕНВД в частности, показывают реальное наличие налогооблагаемой базы по ЕНВД, которая определена в 5,5 млн. руб., но собираем только половину. Причина – уклонение от уплаты налогов, работа без регистрации в налоговой инспекции, отсутствие точного учета оборота, особенно на АЗС.

Также район теряет налоговую базу по розничной торговле на рынке, где осуществляют предпринимательскую деятельность 400 жителей района и налог уходит в город (по месту осуществления предпринимательской деятельности) в соответствии с Налоговым Кодексом.

Администрацией района предпринимаются меры по увеличению поступления ЕНВД.

Ежегодно проводится мониторинг наличия в поселениях субъектов малого предпринимательства – магазинов, кафе, АЗС, кирпичных заводов, СТО, маршрутных такси и др. на предмет выявления незарегистрированных в налоговой инспекции.

Данные представляются в налоговую инспекцию, РОВД  для сверки и принятия мер. Так, в декабре 2010 г. направлены материалы в РОВД по проверке незарегистрированных «маршрутников», и в марте текущего года по проверке 37 незарегистрированных объектов торговли, общественного питания и др.

В результате проведена проверка вышеуказанных объектов, выявлено 13 объектов, работающих без соответствующих документов, и составлены протоколы. Однако, нужно отметить, что проверка проводилась без участия всех ответственных лиц, определенных на МВК, только силами ОВД, что, конечно делает проверку менее объективной.

В целях полного выявления налогового потенциала по пассажироперевозкам,  неоднократно проводились совместные рейдовые мероприятия по проверке маршрутных  такси с привлечением работников налоговой инспекции,

администрации, ГИБДД и транспортной инспекции. Однако, многие водители маршрутных такси, зарегистрировавшись в налоговой инспекции в качестве ИП, получив лицензию на перевозку пассажиров, снимаются с налогового учета и продолжают заниматься перевозками без уплаты налогов.

По данным налоговой инспекции таких предпринимателей более 100 человек.

По этому поводу налоговой инспекцией направлено письмо в Управление Госавтодорнадзора по РД для содействия и принятия мер, но пока этот вопрос до конца не решен.

Также по решению МВК от 29.04. 2011 г. начальнику УБЭП по Кизлярскому району И. А. Халилову и начальнику отдела налоговых преступлений Д. Ш. Валиеву поручалось провести проверку владельцев маршрутных такси на предмет постановки на налоговый учет, наличия соответствующих документов, но на сегодняшний день информация в администрацию не поступила.

Есть резервы по уплате ЕНВД и УСН и по незарегистрированным АЗС, кирпичным заводам. По данным сельских поселений (отчет 1- МО за 2010 год) в районе находится 26 АЗС, из них зарегистрировано 18.

За 2010 год по ним начислено 965,5 тыс. руб. налогов, уплачено 592 тыс. руб., т. е.  в среднем на одну заправку 37 тыс. руб.!?

Нужно отметить, что вопрос о работе АЗС, кирпичных заводов, уплате ими налогов неоднократно обсуждался на заседаниях МВК, владельцы приглашались на совещания, но пока кардинальных перемен нет.

Для полного учета оборота ГСМ и, соответственно, увеличения поступления налогов  предлагается поставить на все АЗС счетчики- контролеры, а по кирпичным заводам нужен мониторинг объемов реализации кирпича для уточнения оборота.

Налог на доходы физ. лиц – самый объемный по поступлению, составляет более половины собственных  доходов. На сегодняшний день выполнен на 75 %.

Существует проблема перечисления НДФЛ хозяйствующими субъектами. По итогам первого квартала 2011 г. 18 с/х предприятий имеют задолженность по уплате НДФЛ в сумме 6789 тыс. руб., из них наибольшая – ГУП «Мареновский» - 1810 тыс. руб., ГУП «Россия» - 1013 тыс. руб., ООО «Аверьяновка» - 877 тыс. руб., СПК «Цветковский» - 936 тыс. руб., чего в принципе быть не должно.

Кроме этого, район и поселения недополучают налог, выплачивая зарплату в «конвертах», принимая на работу людей, не заключают с ними договора найма. По расчетам, в случае легализации «теневой зарплаты», дополнительное минимальное поступление НДФЛ по АЗС составит 842 тыс. руб. (в т. ч. в район и поселения – 337 тыс. руб.), по кирпичным заводам 936 тыс. руб. (в т. ч. в район и поселения – 374 тыс. руб.), кафе, сауны, хлебопекарни – 975 тыс. руб. (в т. ч. в район и поселения – 390 тыс. руб.).

Таким образом, только за счет легализации зарплаты в бюджет района и поселений может дополнительно поступить 1101 тыс. руб.

Что касается с/х предприятий, то нужно отметить крайне низкий уровень заработной платы в некоторых из них. За 2010 год в РПК «Волна революции» среднемесячная з/плата составила 1222 руб, РПК «Бирюзяк» - 958 руб. (не дали квоты), ГУП «Россия» - 2349 руб., а еще 6 хозяйств выплачивают зарплату ниже минимального размера оплаты труда. Здесь также есть резерв по НДФЛ.

Принимая во внимание всю вышеизложенную информацию, можно сделать вывод, что, несмотря на ежегодное выполнение в целом доведенных району заданий по поступлению собственных доходов, по отдельным их видам -  ЕНВД, земельный налог, НДФЛ – допускается невыполнение, существуют нерешенные проблемы, имеются значительные резервы пополнения доходной части бюджета.

Для расширения и уточнения налогооблагаемой базы, повышению уровня собираемости налоговых и неналоговых доходов, предлагается:

По налогу на имущество физических лиц

1. Главам сельских поселений изучить и принять опыт Аверьяновской,

Красноармейской, Южненской, Кизлярской, Б-Бредихинской сельских администраций, где процент охвата инвентаризацией от 63 до 83%.

2. Основное внимание уделять объектам с высокой инвентаризационной стоимостью (свыше 1 млн. руб.).

3. Паспортизировать ранее переданное районом в собственность жилье.

4. Главам сельских поселений провести работу по выявлению собственников жилья, т. к. во многих случаях собственник неизвестен.

По земельному налогу и арендной плате за землю

1. Налоговой инспекции (А. П. Кручанов) ставить на налоговый учет лиц, желающих заниматься предпринимательской деятельностью, связанной с использованием земли, при наличии у них документов на землю.

2. УСХ (М. В. Цымбалов), налоговой инспекции (А. П. Кручанов) – обеспечить поступление задолженностей сельскохозяйственных предприятий по земельному налогу в бюджет района. Информацию о погашении задолженностей предоставлять в администрацию района первому заместителю главы М. И. Омарову ежемесячно.

3. Проработать вопрос об уплате земельного налога за земли федерального и республиканского подчинения (М. И. Омаров – первый зам. главы).

4. Поставить вопрос о дифференциации уплаты отчислений в пенсионный фонд в зависимости от занимаемой предпринимателями площади земель или хотя бы в отношении владельцев паевых земель (М. И. Омаров - первый зам. главы).

5. Выявить собственников земель промышленности, энергетики, транспорта и связи, уточнить их количество по каждой сельской администрации (Р. И. Алилова – исполняющая обязанности начальника отдела земельных и имущественных отношений), довести информацию до глав сельских поселений и провести работу по обеспечению поступления налогов в бюджеты поселений (главы сельских поселений).

6. В период уборки бахчевых установить посты совместно с правоохранительными органами для выявления арендаторов-бахчеводов (Г. И. Исалмагомедов- начальник ОВД по Кизлярскому району).

ЕНВД

1. Обеспечить постановку на налоговый учет владельцев маршрутных такси и такси, занятых перевозкой пассажиров (Г. И. Исалмагомедов- начальник ОВД по Кизлярскому району).

И. А. Халилову - начальнику УБЭП по Кизлярскому району, Д. Ш. Валиеву -  начальнику отдела налоговых преступлений МОРО по НП МВД РД оказать содействие в этом вопросе.

2. Потребовать от владельцев АЗС поставить счетчики-котролеры ГСМ  (А. П. Кручанов, И. А. Халилов - начальник УБЭП по Кизлярскому району, Д. Ш. Валиев -  начальник отдела налоговых преступлений МОРО по НП МВД РД).

3. Провести мониторинг объемов реализации кирпича для уточнения оборота – налоговая инспекция (А. П. Кручанов), отдел экономики администрации – (Н. А. Архипова).

4. Провести проверку по уточнению площадей объектов торговли и общественного питания, потребовать от владельцев наличие техпаспортов на эти объекты (налоговая инспекция - А. П. Кручанов, Г. И. Исалмагомедов- начальник ОВД по Кизлярскому району).

И. А. Халилову - начальнику УБЭП по Кизлярскому району, Д. Ш. Валиеву -  начальнику отдела налоговых преступлений МОРО по НП МВД РД оказать содействие в этом вопросе.

НДФЛ

1. Потребовать от предпринимателей – работодателей заключить договора найма с работниками. Провести совещание по этому вопросу.

2. Инспекции по труду (Магомедов И. Ш.) провести проверку предпринимателей – работодателей на предмет наличия договоров найма и принять соответствующие меры к нарушителям.

3. М. В. Цымбалову, А. П. Кручанову – обеспечить поступление задолженностей сельскохозяйственных предприятий по подоходному налогу в бюджет района. Информацию о погашении задолженностей предоставлять в администрацию района первому заместителю главы М. И. Омарову ежемесячно.

4. Сельскохозяйственным предприятиям, выплачивающим работникам заработную плату ниже минимального размера, обеспечить ее выплату не ниже минимального уровня (руководители предприятий).

Инспекции по труду (Магомедов И. Ш.) провести проверку с/х предприятий и принять меры к нарушителям, выплачивающим работникам заработную плату ниже минимального размера.

По итогам проведенных совместных проверок в июле- августе текущего года проверено 35 субъектов предпринимательской деятельности (ЕНВД), из них на учет стали 15. Также в результате уточнения площадей по объектам торговли и общепита дополнительно доначислено 127 тыс. руб. ЕНВД и взыскано 68 тыс. руб. В настоящее время идут проверки АЗС.

С вступлением в силу ФЗ №131 особое внимание стало уделяться сбору местных налогов в поселениях. Этому вопросу в администрации района посвящено несколько совещаний с главами поселений, руководителями сельскохозяйственных и промышленных предприятий района, от которых зависит поступление налогов в местные бюджеты. И если в прошлом 2009 году впервые за много лет  поселения выполнили план по собственным доходам, то результаты 9 месяцев оставляют желать лучшего.

За 9 месяцев 2010 года план поступления собственных доходов в консолидированный бюджет района составил 95,0 %, в т. ч. в районный бюджет – 102,0 %, в бюджеты поселений – 75,0 %.

Выполнено задание по поступлению единого с/х налога – 188,0 %, %, транспортного налога – 185,0 %, УСН – 117,0 %, неналоговых доходов – 147,0 %, госпошлина – 198%, причем годовые задания по этим налогам также выполнены.

Пока слабо поступают средства по уплате земельного налога – 67% за 9 мес. и 50,3% к году.  Несмотря на предпринимаемые нами усилия, пока не удалось добиться выполнения плана по поступлению ЕНВД – за 9 мес. он составляет 41 %,  и налога на имущество физ. лиц – 93,0 % и 71,6% к году.

Однако, по отношению к 9 мес. 2009 года  2010 году достигнут определенный рост – собственных доходов поступило 40371,6 тыс. руб., что на 2680тыс. руб. больше.  Недобор арендной платы за землю связан с тем, что с текущего года налоговая инспекция, руководствуясь ст. 378 Налогового Кодекса РФ, взимает земельный налог с землепользователей, имеющих земельные участки на праве аренды, но не зарегистрированных в органах Росреестра. В результате поступление ар. платы уменьшается.

Эта ситуация станет предметом разбирательства на запланированном на 14 октября  заседании муниципальной межведомственной комиссии. Думаю, что общими усилиями, с привлечением РОВД, налоговой инспекции, глав сельских поселений нам удастся добиться преломления ситуации в лучшую сторону.

Меры, предпринимаемые администрацией, по увеличению налогового потенциала:

– разработка Программы социально-экономического развития Кизлярского района, предусматривающая создание 1377 новых рабочих мест, дополнительное поступление налогов во все уровни бюджета в сумме 15 млн. руб. ежегодно в результате её реализации;

– привлечение частных инвесторов для реализации намеченных инвестиционных проектов, которые также дадут отдачу в виде поступления налогов, в частности,   ООО «Амсар», которое уже строит рыборазводный завод по новейшим инновационным технологиям, ОАО «Кизлярагрокомплекс» строит дополнительно животноводческий комплекс на 2500 гол. КРС;

– инвентаризация налогооблагаемой базы в соответствии с принятым Планом работы МВК на 2010 год по транспортному налогу ЕНВД, УСН, земельному налогу, неналоговым доходам;

– использование резервов по уплате налогов, в частности, сельские пастбища необходимо ввести в налогооблагаемую базу как земли с/х назначения;

– обеспечить поступление налога за земли промышленности, энергетики, транспорта и связи от соответствующих организаций;

– ликвидировать недоимки по уплате налогов;

– увеличение сбора неналоговых доходов:

резервы – не все с/х предприятия переоформили свои земли в аренду. С 2011 года вводятся изменения в Административный кодекс, предусматривающие значительные штрафы для хозяйств, не оформивших право бессрочного пользования в аренду;

– использование данных системы похозяйственного учета в уточнении налоговой базы;

– тесное взаимодействие с сельскими поселениями, налоговой инспекцией, БТИ, органами кадастрового учета, РОВД по вопросам увеличения налогового потенциала.

 
Главная ЭКОНОМИКА Доклад «О состоянии налогового потенциала и мерах по расширению налогооблагаемой базы и повышению собираемости налогов в муниципальном районе « Кизлярский район»» на Коллегию администрации муниципального района «Кизлярский район» 29 июня 2011г.

©Администрация муниципального района «Кизлярский район», официальный сайт

Адрес: 368830, Республика Дагестан, г.Кизляр, ул.Советская, 13, тел.: (87239) 2-01-01, 2-23-31, факс: (87239) 2-01-12, электронная почта: kizray@yandex.ru

Обращения и жалобы необходимо направлять в Интернет-приёмную. Все права защищены, при использовании материалов ссылка на сайт обязательна.